Вакцинопрофилактика детей

http://opvspb.ru/library/articles/126/

Относительно правомерности требования образовательной организацией предоставить заключение врача-фтизиатра об отсутствии у ребёнка заболевания туберкулёзом, разъясняем следующее.

Обращаем Ваше внимание, что проба Манту, Диаскинтест не являются профилактическими прививками, а относятся к одному из методов диагностики социально значимого и представляющего опасность для окружающих заболевания «туберкулёз». Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения является одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.1.2.3.114-13 «Профилактика туберкулёза» (далее – Правил), в целях раннего выявления, предупреждения распространения заболеваний туберкулёзом среди населения установлены требования к комплексу организационных, лечебно-профилактических, санитарно-противоэпидемических (профилактических), дезинфекционных мероприятий, которые являются обязательными для физических и юридических лиц. Вакцинированным против туберкулёза детям с 12-месячного возраста и до достижения возраста 18 лет проводится туберкулинодиагностика. Согласно      п. 5.7 вышеуказанных Правил дети, направленные на консультацию в противотуберкулёзный диспансер, родители или законные представители которых не представили в течение 1 месяца с момента постановки пробы Манту заключение фтизиатра об отсутствии заболевания туберкулёзом, не допускаются в детские организации. Дети, туберкулинодиагностика которых не проводилась, допускаются в детскую организацию при наличии заключения врача-фтизиатра об отсутствии заболевания.

Таким образом, исходя из требований санитарно-эпидемиологического законодательства РФ, образовательная организация вправе отстранить от посещения занятий ребёнка, не прошедшего туберкулинодиагностику и не предоставившего соответствующего заключения врача-фтизиатра. При этом образовательная организация (школа), в целях обеспечения непрерывности образовательного процесса, должна организовать иную форму получения образования.

Следует отметить, что вопрос правомерности вывода из образовательных организаций несовершеннолетних, родители которых оформила отказ от туберкулинодиагностики, ранее неоднократно обсуждался органами государственной власти на федеральном уровне, в средствах массовой информации, так как в регионах имелась различная правоприменительная практика. Проверка на соответствие Конституции РФ положений действующего законодательства, закрепляющих обязанность проведения туберкулинодиагностики для детей, посещающих образовательные организации, была предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ и отражена в его Определении от 23.06.2016 № 1229-О, в решении Верховного Суда РФ от 17.02.2015 № АКПИ 14-1454, а также в письме Генпрокуратуры от 15.09.2014 № 72/1-1164-14.

В Определении Конституционного Суда РФ от 23.06.2016 № 1229-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Б. на нарушение его конституционных прав рядом норм федеральных законов «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и «О предупреждении распространения туберкулёза в Российской Федерации», а также Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании и Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» установлено следующее.

  1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин Б. оспаривает конституционность абзацев второго и третьего статьи 10 «обязанность граждан», пункта 1 статьи 37 «Государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование», пункта 1 статьи 38 «Разработка санитарных правил», пункта 1 статьи 39 «Утверждение санитарных правил» Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», статьи 4 «Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области предупреждения распространения туберкулёза в Российской Федерации» Федерального закона от 18.06.2001 № 77-ФЗ «О предупреждении распространения тубёркулёза в Российской Федерации», пункта 2 Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 года № 554) и пунктов 1 и 8 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 322). Как следует из представленных материалов, несовершеннолетний ребёнок Б. отстранён от посещения детской организации, в связи с отказом заявителя от проведения в отношении него туберкулинодиагностики (проба Манту) и обследования ребёнка врачом-фтизиатром. Решением суда общей юрисдикции, оставленным без изменения судом аппеляционной инстанции, было отказано в удовлетворении искового заявления Б. о признании незаконным такого отстранения. Суды указали, что требование о допуске в детскую организацию детей, туберкулинодиагностика которым не проводилась, при наличии заключения врача-фтизиатра об отсутствии заболевания направлено на снижение риска раннего распространения туберкулёза и соблюдение прав граждан на охрану здоровья и благоприятную среду проживания. По мнению заявителя, оспариваемые нормы позволяют издавать санитарные правила, устанавливающие для граждан дополнительные обязанности по прохождению медицинских обследований, не предусмотренных законами, что противоречит статьям 7, 15 (часть 4), 17, 18, 41, 43 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
  2.  Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению. Оспариваемые Б. положения определяют компетенцию органов государственной власти Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в частности полномочия по установлению обязательных для граждан требований по предупреждению распространению туберкулёза в Российской Федерации, и не могут рассматриваться как нарушающие его права.

Верховный Суд Российской Федерации в своём решении указал, что установленное вторым абзацем п. 5.7 Правил требование о допуске детей, туберкулинодиагностика которым не проводилась, в детскую организацию при наличии заключения врача-фтизиатра об отсутствии заболевания, направлено на предупреждение возникновения, распространения туберкулёза, а также соблюдение прав других граждан на охрану здоровья и благополучную среду проживания.

Относительно предложения предоставить в качестве туберкулинодиагностики анализ ПЦР разъясняем следующее.

Врач-фтизиатр руководствуется в своей деятельности приказом Министерства здравоохранения РФ от 21.03.2003 № 109 «О совершенствовании противотуберкулёзных мероприятий в Российской Федерации», приказом Министерства здравоохранения РФ от 29.12.2014 № 951 «Об утверждении методических рекомендаций по совершенствованию диагностики и лечения туберкулёза органов дыхания» и другими нормативными правовыми актами. Вышеуказанными приказами регламентирован следующий объём диагностического обследования: иммунодиагностика, рентгенологическое исследование органов грудной клетки. Иммунодиагностика проводится детям ежегодно: с 12-месячного возраста до 7 лет проба Манту с препаратом Туберкулин; с 8 до 17 лет – проба с препаратом Диаскинтест. Метод ПЦР-диагностики не относится к скрининговым и используется как дополнительный диагностический метод при дифференциальной диагностики туберкулёза в комплексе с другими методами диагностики. Исходя из вышеизложенного, без проведения вышеуказанного диагностического обследования (пробы Манту или рентгенологического исследования) врачу-фтизиатру не представляется возможным выдать заключение об отсутствии заболевания «туберкулёз» у ребёнка.