Выпуск №1
«Школа в цифрах»
Год основания — 1995
Число учащихся на 1 сентября 2024 года:
младшая школа – 103
средняя школа – 68
старшая школа – 11
Среднее число учащихся в классе – 11
Максимально число классов в параллели – 2
Число выпускников за все годы –
128 (11-классников), 242 (9- классников)
Средний балл ЕГЭ по 5 лучшим предметам за последние 3 учебных года:
Русский язык – 79 (2021-2022 уч. год)
Математика – 72 (2020-2021 уч. год)
Обществознание – 96 (2022-2023 уч. год)
Литература – 87 (2022-2023 уч. год)
История – 78 (2021-2022 уч. год)
Число победителей и призеров заключительного этапа Общероссийской олимпиады школьников
«Основы православной культуры» за все годы
(2008 — 2023) — 94 учащихся.
Из них – 8 призеров суперфиналов,
которые состоялись в Москве.
«Наши традиции»
Наша Русская Православная школа радует всех более 29 лет и своё доброе имя стремится сохранить через сформировавшиеся за долгие годы традиции.
В нашей школе сложились яркие, запоминающиеся традиции.
День знаний
День знаний для воспитанников Русской Православной школы имени преподобного Серафима Саровского начинается с радостной встречи ребят и родителей за общей молитвой в храме Рождества Христова. После молебна торжественная линейка проводится всегда по новому сценарию, где принимают активное участие школьники. Ежегодно ярким украшением праздника стало выступление танцевального ансамбля школы «Рождественские звёздочки».
Утренняя молитва
Ежедневно воспитанники РПШ начинают учебный день с совместной утренней молитвы. Молитва для православного христианина, как говорили святые отцы, жизненна необходима, как дыхание каждого человека. В молитве сила и спасение. Совместная молитва объединяет, настраивает на труды.
Рождество Пресвятой Богородицы
Создание цветочных композиций ко дню Рождения Пресвятой Богородицы стало доброй и красивой традицией для воспитанников РПШ. Педагоги, учащиеся и их родители готовят уникальные букеты, которые радуют своей красотой всех прихожан храма Рождества Христова в день празднования Рождества Пресвятой Богородицы.
Воздвижение Креста Господня
В день Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня воспитанники РПШ соборно молятся за Божественной литургией, а после вся школа идёт крестным ходом к Поклонному кресту Юбилейного микрорайона.
День учителя
В этот день воспитанники РПШ встречают своих педагогов со словами поздравлений и благодарностей, дарят цветы и подарки. Для старшеклассников этот день называется ещё и днём самоуправления. После уроков преподаватели и учащиеся собираются в зале духовных бесед на торжественный концерт для любимых учителей.
Зарница
Два раза в год, осенью и весной, для воспитанников Русской Православной школы проходят осенние игры «Зарница». Ребят обучают основным категориям военного дела. Такие игры помогают реализации индивидуальных навыков по начальной военной подготовке, воспитывать чувство патриотизма, прививать чувство любви к родному краю.
Предметные недели
Предметные недели в РПШ стали доброй традицией. В течение года проводятся предметы по всем дисциплинам, которые изучаются в школе. Проводятся открытые уроки и внеклассные мероприятия, выпускаются тематические стенгазеты, проводятся конкурсы и викторины. Это помогает развиваться ребятам в различных направлениях, расширять кругозор, узнавать много нового, что может стать надежной опорой в будущем для развития нашего общества и нашей страны.
Битва хоров
Четыре раза в год среди школьников проходит музыкальный конкурс «Битва хоров». Тематика конкурса всегда разная. Каждому классу предоставляется выбрать песню, подобрать костюм, одним словом возможность посильного участия в творческом самовыражении.
Введение во храм Пресвятой Богородицы
В праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы, по сложившейся традиции, учащиеся Русской Православной школы, вместе с родителями и преподаватели встречают общей молитвой. Девочки, как олицетворение чистоты и непорочности, стоят в центре храма с горящими свечами. Они символизируют собой тех дев, которые с зажженными свечами провожали Деву Марию в Иерусалимский храм.
Рождественский концерт и ярмарка
Ежегодно на праздник Рождества Христов, после Божественной Литургии, воспитанники РПШ показывают рождественский концерт для прихожан храма Рождества Христова. На ярмарку представляются поделки, изготовленные с любовью всеми учащимися школы.
Ледовые радости
Духовник школы, настоятель храма Рождества Христова протоиерей Александр Игнатов, ежегодно делает всем учащимся РПШ рождественский подарок – катание на коньках в ледовом дворце! Такие мероприятия сплачивают коллектив детей и родителей и приобщают к здоровому образу жизни и спорту!
Неделя Серафима Саровского
Наша школа носит имя преподобного Серафима Саровского. Ежегодно, во вторую неделю после зимних каникул, проходит неделя Серафима Саровского с множество интересных событий и мероприятий.
Школьная линейка
Еженедельно в РПШ проходит школьная линейка, на которой озвучиваются новости школы, результаты учебных будней, награждают победителей различных конкурсов и олимпиад.
Масленица
Перед Великим постом на «Масленичной» неделе воспитанники РПШ в трапезной выпекают блины. Заведующая трапезной Любовь Васильевна совместно с сотрудниками дают возможность каждому ребенку поучаствовать в приготовлении блинов. Ребятам рассказывают о технике приготовления блинов, а после все вместе учились жарить блины. Каждый класс старается, что блины получились вкусные. После того, как блины приготовлены, за общим столом воспитанники принимаются к дегустации и оценке собственных трудов.
День православной книги
В РПШ ежегодно проходят культурно-просветительские мероприятия, посвященные дню православной книги. Преподаватели школы совместно с воспитанниками готовят интересные программы, в которой участвуют все классы, организовывают выставки книг и стенгазет.
Пасхальные недели
Ежегодно, на Пасху, воспитанники РПШ готовят пасхальный концерт и участвуют в пасхальной ярмарке. В первую неделю после Пасхи ученики участвуют в Пасхальном крестном ходе.
День Победы
День Победы -для ребят очень значим, увлекателен и наполнен интересными событиями. Он наполнен особым смыслом- всегда помнить и хранить в памяти подвиг солдат, защищавших нашу Родину в те тяжелые 1941-45 годы. В дни перед 9 мая проходят различные тематические мероприятия.
Последний звонок
Ежегодно, после благодарственного молебна в храме Рождества Христова, проходит торжественная линейка, посвященная празднику Последнего звонка. Последний звонок – это праздник светлых и радостных воспоминаний, цветов и улыбок, счастливых слёз и тёплых прощаний.
«Рядовой день»
Мини- сочинения от воспитанников РПШ на тему «Один день в школе»
«5 вопросов духовнику школы»
Самое главное, чтобы вы оставались с Богом!»
Беседа с протоиереем Александром Игнатовым, духовником «Русской Православной школы» города Краснодара
Юнкоры (далее ЮК): Батюшка, расскажите, пожалуйста, о себе: каким Вы были учеником?
Отец Александр: (улыбается) А как вы думаете, каким я был учеником? Журналистика — это такое дело, которое предполагает не только ответы, но и вопросы. Правда? Вы должны сразу реагировать на неожиданные вопросы. Как вам кажется, каким я был учеником? Попробуйте представить.
Ева: Мне кажется, что необычным, самым примерным!
Илья: Мы все люди, и любой мальчишка не может все время сидеть на месте: бегает, прыгает, дерется. Вы, наверное, были таким.
Отец Александр:
Вот вы и ответили! Я был одним из таких мальчишек: бегал, прыгал, и меня даже вызывали к завучу. (Улыбается). Рядом с моим домом была спортивная площадка, и мы часто играли в футбол, ездили на турслеты. Помню, когда по телевизору показали, как сборная СССР победила канадцев, так мы с ребятами во дворе клюшки стали делать: к палкам прибивали пяточки от ящиков и гоняли всем двором в хоккей! А еще я помню, как брали мы одну высоту- «котельная» называлась, нужно было забраться на нее, а другие ее обороняли. Я был младшим, мне нужно было сделать трюк, ухватиться за дерево и спрыгнуть с него с фокусом. Ничего, что потом с гипсом ходил! Так что и гипс носил, и по деревьям лазил. Особенно мне нравилось на деревьях петь. Забираюсь повыше на яблоню и начинаю петь: «Широка страна моя родная!» Бабушка спрашивает: «Да что ты там кричишь?» «Я не кричу! Я пою!». .. (Задумался. Слёзы на глазах). Хорошо было!
ЮК: Батюшка, что сподвигло Вас создать православную школу, ведь это лишние проблемы для священника? Посмотрите, ведь в большом Краснодаре наша школа – единственная!
Отец Александр:
Когда-то своего сына, первенца, я отвел в обычную светскую школу в первый класс. На линейке 1 сентября нам с матушкой всё понравилось: дети нарядные, радостные, мероприятие хорошо подготовленное. Но так как я был уже священником, мне чего-то не хватало. С сожалением подумал, что начинается такое важное дело без Божиего благословения, без молитвы. Никто даже лба не перекрестил.
Когда линейка завершилась, я спросил у своего первоклассника: «Понравилось, сынок?» Он сказал: «Пап, мы даже не помолились перед таким добрым делом». Я говорю ему: «Давай помечтаем: представляешь, есть такая школа, где учебный год начинается с молебна, выходит батюшка, всех благословляет, дети целуют крест, а потом идут на уроки».
«Ой, папа, так бывает?» — изумился сын. А я мысленно обратился к Богу: «Господи, а почему бы нам не дерзнуть? Взять и открыть такую школу при храме!» Это была на самом деле дерзновенная мысль, потому что храм ещё недостроенный: возвели только нижний придел.
Но вспомнились слова нынешнего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла (тогда ещё митрополита), которые он сказал на Международных Рождественских чтениях: «Поезжайте домой — открывайте православные школы. И не спрашивайте, где взять денег. Если дело Божие – Бог даст». И вот я уже ищу благотворителей, прошу помощи, чтобы они дали нам два железнодорожных вагона. Представляете: мы распилили два железнодорожных вагона, раздвинули, поставили их на бетонные блоки, между ними соорудили перегородки. Так получились кабинеты, трапезная, накрыли это все крышей. Это была наша первая «Русская Православная школа», на пустыре, рядом недостроенный храм, а уже детвора по двору бегает, которую надо учить, приобретать учебники и многое другое. И мне задают вопрос: зачем эти хлопоты Вам, батюшка? Ответ простой: просто хочется, чтобы православные родители, такие, как я, приводили бы в школу своих детей.
Очень желал, чтобы учёба начиналась с молитвы, чтобы каждый учебный день начинался с благословения, чтобы это было место, где ученики будут стараться не ругаться, не сквернословить, не обижать друг друга, другому не делать того, чего не желаешь себе. И такая школа появилась! Слава Богу!
ЮК: А были чудеса во время строительства храма и школы?
Отец Александр:
О тех явлениях, которые не укладываются в человеческое сознание, когда Бог являл здесь свое присутствие, я написал в книжке «Храм моей души». Вы, ребята, сможете в ней прочитать. Я расскажу только одно из ярких.
Храм строится не по нашему желанию — Бог всем управляет, и Он явил чудо- явление батюшки Серафима Саровского. Эта история произошла после Великой Отечественной войны. Здесь, на берегу Кубани, был пустырь, и две девочки лет 10-12 пасли здесь козочек. К ним подошёл дедушка, который подарил одной из них колокольчик и сказал: «Маруся, люди на этом месте Богу храм построят».
Она тогда и не знала, что такое храм, и никто не знал, что на этом месте храм будет строиться. Подбежала девочка к подружке и говорит: «Смотри, какой у меня колокольчик! Мне его вот тот дедушка подарил». Обернулась — а дедушки нет. Прошло время, девочки повзрослели, зашли как-то в Свято-Георгиевский храм и узнали на иконе дедушку: это был преподобный Серафим Саровский. Прошли годы. В конце 90-х годов здесь, на излучине Кубани, началось строительство храма. После службы подошла пожилая женщина, та самая девочка Маруся, и рассказала о явлении преподобного Серафима Саровского. Поэтому и школа наша носит имя этого дивного святого.
ЮК: Батюшка, а те первые ученики нашей школы отличались от нынешних учеников, от нас, например?
Отец Александр:
От вас — не очень. (Улыбается). Вы такие же хорошие, как и они. Да, было совсем другое время, но дети веры, дети православной школы, в любые времена — особенные. Любят молиться, любят Иисуса Христа, Богородицу. Мне в обычных, светских школах воздуха не хватает, как ихтиандру. (Улыбается). А на территории храма и нашей школы начинаю дышать.
ЮК: Отец Александр, помимо того, что Вы священник и духовник школы, вы ведь ещё и родитель: в нашей школе учились трое ваших детей. Сложно быть родителем в своей же школе?
Отец Александр:
Моим детям доставалось больше всех, других я так не накажу, как своих. Я им постоянно говорил: «Вы не должны забывать, что ваш отец – батюшка, духовник, что он строит храм с Божьей помощью, школу старается выстроить в правильном движении, и если вы, мои дети, не будете примером, а будете совершать плохие поступки — берегитесь». Они понимали, что папу лучше послушаться. Так что моим детям было непросто здесь учиться. Мой младший сын даже в одно время говорил мне: «Папа, может, я в обычную школу перейду? Здесь я чувствую на себе такой груз ответственности. На меня все смотрят, считают, что сын настоятеля храма, духовника школы во всём должен примером! Да не могу я быть примером, папа, я же такой как все!!!» После этого были долгие семейные беседы….Не все получилось как я хотел… Но все ещё впереди.
ЮК: Батюшка, Вы сказали, что стараетесь школу направить на верный путь. А какой он, верный путь, и как на него стать? Дайте, пожалуйста, нам совет.
Отец Александр:
Верный путь, которым мы идем, знает только Господь. А чтобы идти этим путем, надо любить Господа, любить ближнего, как самого себя. Будешь любить Господа — Господь откроет тот путь, которым нужно идти.
У тебя, София, какое предпочтение среди предметов? Технология? Молодец! Вот потихонечку об этом читай побольше, узнавай, старайся тренироваться в этом, общайся с теми, кто тоже любит технологию. Потихонечку твой путь будет вырисовываться. Может быть, ты будешь хорошим технологом, а потом, Бог даст, встретишь доброго человека, и он тебе предложит руку и сердце. Ты технологом будешь, а может, будешь женой священника.
Моя матушка тоже технолог, она инженер-технолог, закончила политехнический институт. Мы познакомились, потом я батюшкой стал, а она автоматически стала супругой священника. София, если ты будешь искать Господа, жить с ним и молиться: «Господи, направь меня!», то Бог укажет тебе путь. Самое главное, ребята, чтобы вы оставались с Богом, ходили в церковь, молились Спасителю нашему Иисусу Христу, славили Его.
ЮК: Батюшка, и ещё один вопрос от мальчишек. Нормально ли то, что нам 11-12 лет, а уже хочется на фронт?
Отец Александр:
Для того чтобы пойти на фронт, нужно что-то уметь. Задайте себе вопрос: что я умею, чтобы быть не обузой на фронте, а реальной поддержкой? И, уверен, ответ будет таким: «Видимо, пока я не смогу помогать на фронте. Мое хотение хорошее, мое желание доброе, но я должен приобрести навыки, знания.
Например, я буду подтягиваться, чтобы стать сильным и крепким». Я считаю, ребята, что вам нужно осваивать работу с беспилотными летательными аппаратами, дронами. И тогда натренированные, крепкие, способные ребята обязательно будут востребованы.
С протоиереем Александром Игнатовым беседовали учащиеся 5а класса
27 октября 2023
«С первых дней»
Однажды в 7 классе мы рассматривали старые фотографии, на них были дети нашей школы во время праздника.
«А что это за одноэтажное здание на заднем плане? — спрашивали с недоумением некоторые. Сейчас такого здания нет на территории храма».
Никто не смог нам ответить. И даже наш классный руководитель. Тогда мы решили спросить у Натальи Васильевны, учителя православных дисциплин. Мы слышали о том, что она преподает в нашей школе давно.
Каково же было наше удивление, когда мы узнали, что здание на фото – это школа, какой она была раньше.
«Вы когда-нибудь путешествовали в железнодорожном вагоне? – спросила Наталья Васильевна. — Так вот, в таком вагоне раньше располагалась школа. А точнее два вагона соединили, обложили кирпичом и сделали в них классы.
Сначала было всего два класса, первый и второй. А благословение на открытие школы получили от самого патриарха Алексия II, когда он приезжал в город Краснодар в 1995 году».
Нам захотелось узнать еще больше о нашем учителе, ведь она помнит так много из прошлого нашей школы. Сейчас ее выпускники уже привели в школу своих детей.
Наталья Васильевна пришла работать в «Русскую Православную школу» сразу после того, как поступила в 1994 году в Православный Свято — Тихоновский богословский институт. А вообще-то, она преподаватель французского языка. Однажды она попала на заседания Кубанских духовно-образовательных чтений и услышала выступление профессора из Москвы о Свято-Тихоновском Богословском Институте. Сразу созрело решение – поступать в этот институт. Через пять лет, закончив миссионерский факультет и получив диплом, Наталья Васильевна стала преподавать не французский, а церковнославянский язык.
В институте она особенно любила предмет «Литургику» и стала в нашем храме служить уставщиком на клиросе. А теперь нам, детям, передает особенности и тонкости богослужебного устава. Наш учитель строгий, но справедливый. «Знания Священного Писания, богослужения укрепляют веру», — часто повторяет Наталья Васильевна. Мы каждый год участвуем в Общероссийской олимпиадах и конкурсах.
Побывали на конкурсе знатоков православной культуры в Белоруссии (г. Гомель), в Крыму, в Москве.
Наталья Васильевна увлекла нас своим хобби – каллиграфией. Теперь в школе есть кружок каллиграфии.
А ребята постарше защищают проекты, связанные с каллиграфией. Наталья Васильевна добрая, хотя и строгая, готова всем прийти на помощь.
Мы любим нашего учителя и посвящаем ей эти строки:
Учителем надо будет родиться и только после этого – стать.
В нём будет мудрость талантливо-дерзкая,
Он будет солнце нести на крыле.
Учитель – профессия дальнего действия,
Главная на Земле!
«Не только уроки»
Занятия по Иконописи
Моя самая любимая– это икона «Архангела Гавриила». Святые архангелы Михаил и Гавриил стоят во главе ангельских полков. Гавриил менее известен по сравнению с Михаилом, однако, второй он только по числу. Об этом пишет в «Житиях святых» святитель Димитрий Ростовский. «Если же кто спросит: почему Бог не послал к Пречистой Деве первейшего по чину из своих ангелов — Михаила, но второго за ним — Гавриила, тому да будет известно, что эти семь высших ангелов все равны по своему достоинству, и Михаил — первый между ними только по числу. Каждый из них имеет особенное служение. Михаил — победитель супостатов; Гавриил — вестник тайн Божиих…».
Когда мне было трудно, я обращался к этой иконе и чувствовал ее поддержку и защиту.
Кроме того, мне очень нравятся иконы, на которых изображены святые. Они вдохновляют меня на духовный рост и служат примером для подражания.
Но для меня «Архангел Гавриил» – это та икона, которая всегда со мной и будет напоминать о том, что Бог есть со мной, и я не одинок в этом мире.
В заключение хочу сказать, что моя икона – это не просто кусок дерева или бумаги с красками. Это живая связь между моей душой и Богом. И я благодарен за возможность научится их рисовать.
Это очень увлекательный и удивительный процесс, тайны которого мы постигаем на занятиях по Иконописи в нашей школе.
Давоян Эмиль, 8 «А» класс
Этюд о каллиграфии
Вот прозвенел звонок, и начался урок каллиграфии. Дети брали принадлежности: чернильницу и перо с кисточкой. На партах уже лежали белые листы. Наконец, дети приступили к работе. Звонко застучали перья в чернильницах. Одно перо решило поговорить со своей соседкой чернильницей:
— Здравствуй, чернильница! Сегодня чудесный день! Ребята, которые приходят в этот кабинет, пишут такие красивые работы! Особенно мне нравится, как они делают цветные буквицы, украшенные золотом!
Здравствуй, перо! У меня сегодня тоже хорошее настроение! Я познакомилась с девочкой. Она мне показала, как они работают на уроке каллиграфии. Сначала выполняют элементы букв, затем начинают писать узорчатую буквицу! Для выполнения такой буквицы ребята много тренируются, работая тонкой кисточкой и акварельными красками. И все это происходит в тишине. Это же так интересно!
Да… Пожалуй, ты права. Этот урок интересен. Посмотри, кажется, учитель показывает ученику, как правильно работать кистью. Давай послушаем!
— Дети, сегодня мы будем писать букву «Аз»…
Учитель стала писать красивые линии плоской кистью, и на бумаге появилась буква Аз. Вскоре прозвенел звонок. Ученики встали, убрали все инструменты на место и побежали на другие уроки. А перо успело сказать чернильнице несколько слов:
— До свидания, чернильница! Надеюсь, этот урок не последний. Ведь мы столько нового узнали!
— До скорой встречи, перо! Надеюсь, что такие прекрасные работы будут на партах каждый день!
И перо с чернильницей стали ждать следующий урок.
Тараненко Анастасия, 6 «А»класс
«Вместе»
Поездка в Крым на конкурс
Время, проведённое в Крыму — одно из самых ярких воспоминаний учеников нашей школы, которые хоть раз там побывали. В 2021 году мы приехали на Межрегиональный телевизионный конкурс знатоков православной культуры «Зерно истины». Я хочу рассказать об этой поездке.
Подобные встречи дарят яркие эмоции, незабываемые впечатления и от самого конкурса и от общения с ребятами из других школ.
Там мы знакомились с интересными людьми — с нашими сверстниками, и талантливыми людьми из разных уголков страны. Мы провели много времени вместе с ребятами из других городов: с кем-то подружились, живя в соседних номерах, с кем-то — за просмотром игр (вместе переживали и болели за другие команды), с кем-то — у костра на берегу, с кем-то — на балу, спортивных состязаниях или других мероприятиях. С командой из Старого Оскола мы познакомились из-за того, что наши учителя – давние друзья.
После игр всех трепетно встречали аплодисментами, поддерживали, расспрашивали обо всем, все искренне переживали и радовались друг за друга. Оказалось, что на конкурс приехали не просто очень умные, но и очень отзывчивые, весёлые и талантливые ребята: сколько было спето песен, гитара была практически в каждой команде!
Мы ходили друг к другу в номера по вечерам, болтали, играли в настольные игры, пили чай. Помню, что на всю гостиницу чайник был у пары команд, мы к ним частенько заходили его одалживать, так я и познакомилась с некоторыми девчонками. С ними встречали вместе рассвет, пели песни под гитару, сидя в номере, но чаще — в беседке на берегу моря, где атмосфера была нереальная — так тепло и душевно. Ребята рассказывали о себе, о своих интересах, увлечениях, впечатлениях из прошлых поездок (я тогда ездила первый раз и узнала, что у ребят уже успели сформироваться свои традиции, например, проводить игру «Ручеёк» для того, чтобы со всеми познакомиться).
Многие обменивались контактами и до сих пор поддерживают общение. В последний день перед отъездом был концерт, закончившийся салютом. Так не хотелось уезжать и расставаться, мы пообещали друг другу встретиться на следующей игре.
С последней нашей поездки прошло уже 2 года. Ребята, которые были в команде, часто вспоминают дни, проведённые вместе, и очень скучают.
Сейчас я последняя из учениц, кто был на конкурсе «Зерно истины» из нашей школы. Но недавно Лена Евдокимова, наш капитан, она в прошлом году уже окончила школу, сказала мне, что с выпускниками они хотят собрать студенческую команду и, с благословения отца Александра, с радостью возьмут с собой школьников на следующий год. Поэтому, друзья, надеюсь, до скорой встречи!
Ученица 9 «А» класса Ступина София
А еще хотим рассказать…»
Ежемесячно учащиеся школы принимают активное участие в акции “Мы вместе “ и отправляют участникам СВО сладкие подарки и добрые письма поддержки.
Очень важно оказывать помощь нашим защитникам Отечества. Важно поддержать боевой дух солдат, ведь всегда будет приятно знать, что о тебе помнят твоя Родина, твоя страна, твои родные люди!