Сложилось мнение, что Масленица — последняя неделя перед Великим постом — имеет языческое происхождение, что недостойно православным праздновать ее обильными угощениями, веселыми песнопениями, печь блины, напоминающие форму солнца.
В действительности, согласно Синаксарю, появление сырной недели в православном календаре связано с византийским императором Ираклием (610-640), который после шестилетней изнурительной войны с персидским царем Хозроем дал обет не вкушать мясо в последнюю седмицу перед Великим постом. Была одержана победа. Приняв благочестивый обет и ходатайство царя, Церковь ввела это в свой устав.
Сырная неделя перед Великим постом ни в коей в мере не предполагает, что надо заниматься чревоугодием и упиваться вином. Напротив, она служит некоторым приготовлением к более суровому воздержанию. Церковный устав приближается к постовому. На мясопустной седмице уже не совершаются таинства венчания. В среду и пятницу не служится Литургия. На Часах произносится молитва преподобного Ефрема Сирина с преклонением колен.
И все-таки масленица, несмотря на вводимые ограничения, пронизана светлыми и радостными чувствами. Она приглашает к родственному общению и дружеским посиделкам. Сырная неделя завершается Прощеным воскресением, и совместная трапеза – весомый аргумент простить друг другу взаимные обиды. Вот и в притче о блудном сыне отец простил заблудшего, но вернувшегося сына и устроил пир, заколов откормленного теленка. Ну и как тут не порадоваться от души!
Добрая традиция активно проводить масленичные дни сложилась в Русской Православной школе. Ежедневно воспитанники разных классов под четким руководством заведующей трапезной Любови Васильевны Какунько самостоятельно выпекают блины. Каждый ребёнок научился печь блины. После приготовления все ребята совместно трапезничают и радуются приготовленным вкусностям с вареньем и сгущенкой!